г. Хабаровск, ул. Карла Маркса 113 | Приёмная: (4212) 91-03-59 | Карта сайта
Учебно - инновационный центр
образования

Учебно - инновационный центр профессионального образования

Учебно - инновационный центр профессионального образования
Внедрение инноваций в
образование

позволит будущим рабочим и специалистам, стать востребованными в экономической и социальной сферах Хабаровского края ...

подробнее
Учебно - инновационный центр профессионального образования
Новый Центр

— единственный в Дальневосточном регионе . Его деятельность направлена на ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.

каталог
Учебно - инновационный центр профессионального образования
Итоги конкурсов

Итоги конкурсов профессионального мастерства узнайте и Вы ...

подробнее
Главная Новости Вестник профессионального образования №3 (Новая школа)
Вестник профессионального образования №3 (Новая школа) Печать E-mail

Стратегические направления развития образования Хабаровского края в контексте национальной инициативы «Наша новая школа»

(из доклада на краевом совещании работников образования 22 августа 2009 г.)



КнигиТрадиционно на августовских конференциях педагогическое сообщество обсуждает вопросы развития образования. Не исключение и нынешний год. Но его особенность в том, что базовые параметры модернизации образования, и прежде всего школьного, были озвучены Президентом страны Дмитрием Анатольевичем Медведевым в ноябре 2008 года в Послании Федеральному Собранию.

Форма проекта «Наша новая школа» обеспечивает понимание и принятие его содержания всеми, кто имеет отношение к образованию. Родители, общественность, представители бизнеса понимают, что от того, насколько удастся сделать образование современным и интеллектуальным, зависит благосостояние будущих поколений.

Хабаровский край — составная часть России, и мы не отделяем развитие нашей системы образования от всероссийской. Однако каждый регион имеет свои специфические характеристики, которые определяют особенности реализации государственных задач. Для Хабаровского края характерно:

· значительная протяженность территории, 80?% которой относится к районам Крайнего Севера и районам, приравненным к ним;

· небольшая плотность населения (в 3 раза ниже, чем в среднем по России);

· отток и старение населения, неблагоприятные перспективы развития демографической ситуации.

Политику в области образования преж­де всего определяет стратегия социального и экономического развития края до 2025 года. Ее основа — формирование и развитие высококонкурентной экономики. Реализовать эту задачу могут только грамотные, высококвалифицированные и конкурентоспособные специалисты.
Оптимизация образовательной среды, ввод новых объектов образования позволили сформировать такую сеть учреждений, которая удовлетворяет запросам на образование всех категорий граждан края.

Участие в реализации пяти краевых программ, федеральном проекте ИСО, приоритетном национальном проекте «Образование» позволило значительно продвинуться в области информатизации. Уровень оснащенности образовательных учреждений компьютерной техникой соответствует среднему показателю в округе. Все школы подключены к Интернету и 87?% школ имеют свои сайты.

Развитие учительского потенциала — ключевая задача краевой политики в образовании. Для этого в крае создана и совершенствуется система целевой подготовки кадров на условиях срочности и возвратности, социальной поддержки студентов, предоставления социального капитала молодым специалистам; трансформируется система повышения квалификации на основе принципов адаптивности, модульности, каскадности.

На стимулирование инновационного поведения педагогов направлены усилия по развитию конкурсного движения педагогов, школы педагогов-новаторов, методистов-практиков, педагогов-иссле­дователей. Особыми событиями стали традиционные «Слеты пеликанов» — участников профессиональных конкурсов педагогов с всероссийской географией представительства учителей-звезд.

Новый импульс в работе отрасли дал приоритетный национальный проект «Образование». В результате реализации проекта поддержку инновационных программ получили 6 учреждений профессионального образования, 84 школы, 366 учителей, ежегодно получают вознаграждение более 7000 классных руководителей, 155 учащихся и студентов получили премии. Особенно важны системные эффекты национальных проектов, развитие общественно-государственного управления, повышение инновационного поведения педагогов и расширение диссеминационных процессов, распространение инновационных образовательных технологий.

В рамках межведомственной краевой программы «Одаренные дети» финансируется проведение краевых олимпиад, творческих конкурсов, научно-практических конференций школьников и студентов, краевых очно-заочных школ, краевого научного общества школьников.

Об устойчивых позициях высшей школы Хабаровского края в Дальневосточном округе свидетельствует рост количества студентов из числа жителей других регионов Дальнего Востока, зачисленных на 1 курс, с 20?% в 2000 году до 27?% в 2008 году.

Хочу обратить внимание, что каждый третий выпускник школы в Дальневос­точном федеральном округе обучается в вузах Хабаровского края!

Благодаря поддержке Минобрнауки России численность студентов вузов достигла 509 человек на 10 тыс. населения края, что выше общероссийского показателя более чем на 100 человек, а выпуск специалистов с высшим образованием на 10 тыс. населения составляет 77 человек против 52 по России и 57 по ДФО. Это позволяет решать задачи повышения привлекательности Хабаровс­кого края для проживания, сокращения оттока населения.

В целом структура подготовки в вузах края соответствует потребностям экономики и социальной сферы края. За период с 2000 по 2009 год количество реализуемых специальностей и направлений подготовки возросло с 161 до 214, в числе которых 103 — технического профиля. Наиболее значимыми из них являются: «Оборудование нефтегазопереработки», «Логистика», «Технология продуктов общественного питания», «Управление инновациями», «Металлургия черных металлов», «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем».

Хабаровский край — единственный субъект России от Тихого океана до Байкала, в котором за два года пять учреждений НПО и СПО стали победителями национального проекта. В этих учреждениях значительно укрепилась материально-техническая база, качественный состав преподавателей, что позволяет выйти на новое качество подготовки рабочих кадров. Впервые, начиная с 2008 года, в них появился конкурс при поступлении.

Целенаправленная работа позволяет завоевывать доверие и внимание со стороны работодателей. Уже более 10?% учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования учатся по договорам с предприятиями. С 2007 года между учебными заведениями и предприятиями заключены договоры на целевую подготовку 994 человек по рабочим профессиям и 128 специалистов на сумму более 23 млн рублей.

За два последних года предприятия выделили более 100 млн рублей на обнов­ление материально-технической и учебно-лабораторной базы учебных заведений.

Профессиональная школа края формирует современную систему активных методов содействия трудоустройству выпускников. Так, по сравнению с 2004 годом, количество выпускников вузов, не получивших направление на работу в 2008 году, сократилось с 3,8?% до 1,8?%, а доля безработных из их числа за тот же период снизилась на 0,4?% и составила на 1 января текущего года 0,7?%, или 129 человек от 17 тыс. выпускников. Показатели позволяют говорить об устойчивом развитии системы образования края.

Считаю, что главная проблема образования заключается именно в том, что она не выполняет роль двигателя системных изменений в обществе и экономике края. А необходимость существенных системных перемен зачастую не принимается профессиональным педагогическим сообществом, и от этого они реализуются не в должной мере.

Перспективы развития края, государственная образовательная политика в контексте национальной инициативы «Наша новая школа» определили необходимость создания такой системы непрерывного образования, которая обеспечит формирование человеческого капитала высокого качества для инновационного социально-экономического развития края как центра экономических и культурных коммуникаций со странами АТР.

Для достижения заявленной цели министерством определена общая стратегия развития образования края: перейти от приоритета ресурсного обеспечения образования к приоритету содержательного и технологического обновления образовательного процесса.

Стратегические направления развития системы образования Хабаровского края:

· формирование системы непрерывного образования;

· поддержка талантливых детей и молодежи;

· здоровье;

· инфраструктура обеспечения образовательной деятельности;

· управление качеством образования;

· статус учителя;

· инновационная деятельность в образовании;

· эффективное управление образованием.

Почему именно эти направления, и что планируем делать? Мы убеждены, что образование может и должно работать «на опережение» только в том случае, если все учреждения будут связаны в систему непрерывного образования общей ориентацией на цели развития края и отношениями поставщик-потребитель (когда каждый уровень образования — потребитель по отношению к предыдущему и поставщик для следующего). Для этого мы должны уделять специальное внимание «зонам перехода» ребенка с одного уровня образования на другой.

Что мы имеем сейчас? Прежде всего, дисбаланс в «зонах перехода»: детский сад — начальная школа и начальная школа — основная школа. 75?% детей, поступающих в первый класс, проходят подготовку к школе в режиме постоянного пребывания в ДОУ по развивающим прог­раммам, а в начальной школе по развивающим программам обучаются около 50?% детей, причем количество их снижается каждый год. А в основной школе по развивающим программам обучается только 1,4?% учащихся. Средняя школа не работает над организацией образовательного процесса на основе принципов и методов развивающего обучения.

В «зоне перехода» между общим и профессиональным образованием находится профильное обучение.

Следующий значимый переход — между профессиональным образованием и реальной экономикой края. У нас решена проблема обеспечения соответствия объемов подготовки рабочих кад­ров в учреждениях начального и среднего профессионального образования, переданных в ведение края. В ходе их реформирования из 39 учреждений НПО сегодня работает 14 учреждений совершенно другого качества. Девять из них стали базовыми для крупнейших предприятий края, лесной, горнодобывающей, дорожно-строительной отраслей, сельского хозяйства; три определены ресурсными центрами в области строительства, сервиса, судостроения. Создано четыре многоуровневых колледжа, в том числе один как автономное образовательное учреждение.

С 2010 года начнется передача в ведение края остальных учреждений начального и среднего профессионального образования федерального подчинения.

Стратегия в развитии непрерывного образования будет реализована через комплекс мер по введению федеральных образовательных стандартов общего и профессионального образования, поскольку именно они предусматривают полноценную реализацию компетентностного подхода.

Поддержка талантливых детей и молодежи заложена в инициативе «Наша новая школа». Справедлив спортивный принцип: «массовость — залог высоких результатов».

Мы разделяем позицию Министерства образования и науки Российской Федерации, что «Не предоставление ребенку возможности участвовать в школьном этапе Всероссийской олимпиады есть прямое нарушение его прав».

Определены направления работы:

· создание дистанционно-консульта­ци­он­ного центра обучения одаренных детей, развитие сети очно-заочных школ и профильных смен, учебно-тренировочных сборов;

· совершенствование системы социальной и экономической поддержки одаренных детей и молодежи;

· расширение участия вузов в научно-методической поддержке педагогов, работающих с одаренными детьми;

· создание института наставничества;

· развитие школьного уровня олимпиад, творческих и продуктивных конкурсов, научных обществ;

· внедрение новых форм повышения квалификации педагогов в области организации работы с одаренными детьми, педагогических технологий, обеспечивающих повышение общего уровня развития всех учащихся.

Здоровье

Наверное, это единственное направление, которое в стратегии новой школы нет необходимости обосновывать. Проводимые мероприятия, направленные на соблюдение са­ни­тар­но-гигиенических норм, оснащение медицинских кабинетов, улучшение питания, диспансеризацию, — частичное решение проблемы. Необходимо работать над внедрением в образовательный процесс технологий, предполагающих повышение социальной, познавательной и физической активности учащихся в рамках современных форм учебной работы, необходимо создавать индивидуальные образовательные программы. Гуманизация школьного уклада, создание условий для успешной самореализации — эти направления должны быть как «де факто». Необходим индивидуальный мониторинг и паспортизация здоровья учащихся. Школа должна стать территорией здоровья.

Еще одна очень важная для нас проблема, над решением которой мы работаем, — возможность создания условий для обучения детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (VI вида). Отсутствие необходимого оснащения приводит к тому, что школьники-колясочники с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП имеют возможность получать образование только в форме домашнего обучения. Сейчас мы готовим документы для проработки вопроса в Правительстве края.

Очень значимо, что новое направление ПНПО также направлено на поддержку детей-инвалидов. Восемь муниципальных образований края с 1 сентября этого года примут участие в федеральном проекте по дистанционному образованию данной категории детей.

Управление качеством образования

В основу реализации мероприятий по управлению качеством будут положены принципы единого управления. Губернатором края принято решение о создании регионального центра оценки качес­тва образования. Это позволит:

· объединить существующие в крае структурные элементы и информационные потоки в единую систему оценки качества, способную оперативно получать информацию о состоянии качества образования на уровне образовательного учреждения, муниципальном и региональном уровнях;

· развивать системы стандартизированных процедур, критериев, измерителей оценки качества образования для всех категорий участников обра­зовательного процесса.

Продолжится работа по усилению государственно-обще­ственной составляющей управления качеством образования через обеспечение возможности доступа к информации о качестве образовательных услуг широких кругов общественности, согласование представлений о качестве образования участников образовательного процесса и внешкольного сообщества.

Статус учителя

Но что бы мы ни делали, какое бы оборудование не ставили в школы, все это не будет эффективным для образовательного процесса без ключевой фигуры — учителя. Качество образования не может быть выше качества работы учителя. Поэтому в системе образования должны работать педагоги высокой квалификации.

В области кадровой политики продолжится работа:

по привлечению в сферу образования высококвалифицированных специалистов, ориентированных на результат, инновации, самообразование, личностно-профессиональный рост, в том числе и не имеющих педагогичес­кого образования;

по развитию форм повышения квалификации работников образования. Прив­лекать в эту сферу учреждения, способные оказать образовательную услугу по повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров в соответствии запросам отрасли.

Эффективное управление образованием

Причина медленной и некачественной реализации образовательных реформ видится в трансформации целей образовательной политики в управленческой цепи сигналов от государственных органов управления образованием до учителя. Сигналы, которые посылает муниципальный орган управления образованием директору школы, а директор — учителю, уже почти не содержат идеологии реформ, а сведены к бытовым показаниям.

Недостаток квалифицированных управленцев, обладающих компетенциями эффективного менеджера, приводит к реализации задач государственной и региональной образовательной политики по нижележащей норме, к снижению инновационного потенциала образовательных систем.

Мы будем работать по подбору новой генерации руководителей, в том числе и резерва, обладающих способностью к стратегическому видению развития управляемой системы и пониманием тактики и технологии реализации стратегических задач.

Предлагаемая нами стратегия направлена на обеспечение инновационного характера всех уровней образования. Она найдет отражение в программе развития образования Хабаровского края до 2013 года, проект которой будет представлен в феврале 2010 года на заседании Правительства края.

Уважаемые участники конференции!

Сегодня все понимают, что образование — это не затратная отрасль, это сфера долгосрочных инвестиций в развитие. Мы убеждены, что реализация представленных стратегических направлений поз­волит системе образования стать одним из рычагов его развития края.

Реализации этих сложных задач даст:

· выпускникам — качественное образование, которое позволит им эффективно реализовать свои способности и сделать успешную карьеру на различных предприятиях развивающейся экономики края;

· родителям — гарантии того, что их ребенок получит конкурентоспособное образование, которое позволит ему быть социально защищенным и востребованным на любых рынках труда;

· работодателям — универсального, высокоорганизованного, способного к по­стоянному обучению и развитию работника, ориентированного на лучший результат, владеющего актуальными технологиями и компетенциями, и умеющего эффективно представить предприятие и его продукцию на рынке АТР;

· экономике края — человеческий капитал высокого качества, обеспечивающий конкурентоспособность края в долгосрочной перспективе для реализации инновационной стратегии развития российской экономики в мировом сообществе и АТР.

В России 2010 год объявлен Годом учителя. По решению Губернатора в Хабаровском крае Год учителя начнется 1 сентября акцией «Поздравь своего учителя». Через различные мероприятия мы будем формировать положительный образ нашей профессии, что должно повлиять на социальный статус педагога, укрепление ценности образования в сознании общественности.

Андрей Александрович Базилевский,
министр образования Хабаровского края

 

Добавить комментарий

Правила добавления комментариев.


Защитный код
Обновить