г. Хабаровск, ул. Карла Маркса 113 | Приёмная: (4212) 91-03-59 | Карта сайта
Учебно - инновационный центр
образования

Учебно - инновационный центр профессионального образования

Учебно - инновационный центр профессионального образования
Внедрение инноваций в
образование

позволит будущим рабочим и специалистам, стать востребованными в экономической и социальной сферах Хабаровского края ...

подробнее
Учебно - инновационный центр профессионального образования
Новый Центр

— единственный в Дальневосточном регионе . Его деятельность направлена на ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.

каталог
Учебно - инновационный центр профессионального образования
Итоги конкурсов

Итоги конкурсов профессионального мастерства узнайте и Вы ...

подробнее
Главная Новости Учебно-инновационный центр образования проверил "адекватность" учебного оборудования современным требованиям
Учебно-инновационный центр образования проверил "адекватность" учебного оборудования современным требованиям Печать E-mail

 

Современный этап развития начального профессионального образования характерен коренным обновлением его содержания, обусловленным внедрением в производство новейших видов техники, технологического оборудования, более современных методик выполнения производственных задач и появлением совершенно новых профессий в системе начального профессионального образования.

 

В ФГОС определены 3 вида требований (согласно п. 4 ст. 7 Закона «Об образовании»):

1) к структуре основных образовательных программ;

2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) к результатам освоения основных образовательных программ.

Это предполагает необходимость разработки новых требований к материально-техническому обеспечению образовательного процесса, развитой материальной базы, комплексного, научно-обоснованного обеспечения образовательного процесса средствами обучения. Их эффективное использование являются определяющими факторами повышения качества профессионального образования, реализации новых методик и технологий обучения.

Специалистами КГБУ «УИЦО» в декабре 2011 года проведен анализ обеспечения образовательных учреждений, осуществляющих подготовку по программам начального профессионального образования, оборудованием в соответствии с профессиональными модулями и ОПОП ФГОС по профессиям перспективных отраслей промышленности экономии Хабаровского края.

1. Профессии машиностроения и металлообработки

В ФГОС определены:

I. 151902.03. Станочник (металлообработка).

Наименование квалификации: оператор станков с программным управлением, станочник широкого профиля.

Рабочих данной профессии готовят: КГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 8», КГБОУ НПО «Профессиональный (авиастроительный) лицей № 2», КГБОУ СПО «Амурский политехнический техникум».

По результатам анализа выявлено, что оборудование с числовым программным управлением во всех образовательных учреждениях профессионального образования, ведущих подготовку по данной профессии, отсутствует. Согласно первому профессиональному модулю Федерального государственного образовательного стандарта обучение данной профессии должно проводится на токарных, фрезерных и многоцелевых станках с числовым программным управлением, а также станочных комплексах, оснащенных робототехническим оборудованием.

Сегодня отечественной промышленностью уже выпускаются недорогие обучающие комплексы и классы-лаборатории на базе малогабаритных станков с числовым программным управлением ведущих производителей программных устройств и приводов (Fanuc, Siemens, HEIDENHAIN, FAGOR и др.). Данные комплексы поставляются также с обучающими CAD/CAM программами сквозного электронного проектирования.

В соответствии со вторым программным модулем ФГОС обучение должно проводиться на универсальных металлорежущих станках с ручным управлением (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных станках). Анализ выявил, что во всех образовательных учреждениях профессионального образования, ведущих обучение данной профессии, отсутствуют копировальные и шпоночные станки. В частности в КГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 8» отсутствуют внутришлифовальные станки, в КГБОУ СПО «Амурский политехнический техникум» круглошлифовальные и внутришлифовальные станки, в КГБОУ НПО «Профессиональный (авиастроительный) лицей № 2» шлифовальные станки. Во всех образовательных учреждениях отсутствуют тренажеры и тренажерные комплексы, предусмотренные п. 7.16 ФГОС.

II. 151902.04. Токарь-универсал.

Наименование квалификации: токарь, токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик.

Рабочих данной профессии готовят: КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 4», КГБОУ НПО «Профессиональный (авиастроительный) лицей № 2», КГКОУ НПО «Профессиональное училище № 30».

Согласно ФГОС обучающийся профессии токаря-универсала должен уметь работать на всех видах токарного оборудования. Во всех образовательных учреждениях отсутствуют токарно-карусельные, расточные и токарно-револьверные станки. Это дорогостоящее оборудование большого габарита и веса. При установке данного оборудования требуются значительные площади. Вследствие чего обучение работе на этом виде станков целесообразнее проводить на предприятиях.

В мастерских образовательных учреждений токарные работы согласно первому профессиональному модулю ФГОС должны проводиться методом совмещенной плазменно-механической обработки. На момент проверки в образовательных учреждениях отсутствовали токарные станки оснащенные установками плазменно-механической обработки, тренажеры и тренажерные комплексы для отработки навыков управления станками в соответствии с п. 7.16 ФГОС.

III. 151903.02. Слесарь.

В 2012–2013 гг. будет проведен набор по профессии «Слесарь» с получением квалификации по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов: слесарь механосборочных работ, слесарь-инструментальщик, слесарь ремонтник в КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 11».

Одним из требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы стандарта является наличие кабинетов: основ слесарных, сборочных и ремонтных работ, технических измерений, материаловедения, технической графики, электротехники, безопасности жизнедеятельности; измерительной лаборатории; мастерских: слесарной, слесарно-сборочной по ремонту оборудования, вспомогательные участки гидропневмоприводов, механической обработки деталей, термической обработки деталей.

В КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 11» отсутствует слесарно-сборочная мастерская по ремонту оборудования, вспомогательные участки гидропневмопривода, механической обработки деталей, термической обработки деталей, предусмотренные дополнительно согласно п.7.16 ФГОС.

При создании слесарно-сборочной мастерской потребуются дополнительно приобрести настольно-сверлильные и заточные станки, верстаки с тисками, разметочные, поверочные и рихтовочные плиты, гидро-, пневмопрессы, компрессорное оборудование, грузоподъемное и такелажное оборудование, домкраты, механизированный инструмент, мерительный и разметочный инструмент, моечное оборудование, инструмент и оснастка для притирки деталей.

При укомплектовании участка механической обработки потребуется приобретение металлорежущих станков: вертикально-сверлильного, токарно-винторезного, фрезерного, радиально-сверлильного.

Для участка гидропневмопривода приобретение стендов, гидро-, пневмостанций, силовой, регулирующей и распределительной аппаратуры. Отечественной промышленностью уже освоено производство обучающих комплексов по гидропневмоприводу различной комплектации. Поставка данного оборудования производится как класс-лаборатории «под ключ», так и поэлементно с последующим наращиванием комплектации. Производители-поставщики также организовывают обучающие семинары для работы на данных дидактических системах.

Для участка термической обработки деталей потребуется компактная подовая электропечь, тележка-термос для нагретых деталей, электрические нагревательные плитки.

IV. 150709.02. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).

Рабочих данной профессии готовят: КГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 8», КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 3», КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 14», КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 11», КГБОУ СПО «Амурский политехнический техникум», КГБОУ СПО «Хабаровский технический колледж».

В соответствии с первым и вторым профессиональным модулем ФГОС предусмотрено обучение плазменной сварке и резки с использованием плазматрона. Малогабаритные переносные плазматроны есть только в КГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 8». В остальных образовательных учреждениях плазматроны отсутствуют, необходимо их приобрести.

Пунктом 7.16 ФГОС предусмотрено наличие сварочных полигонов. В образовательных учреждениях они отсутствуют.

Для эффективного обучения в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения образовательным учреждениям необходимо приобрести:

– КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 3»: машину для испытания сварочных швов на разрыв; ультразвуковой дефектоскоп; автомат для сварки под флюсом; ручной электроинструмент для зачистки швов; заготовки из цветных металлов и их сплавов, чугуна; спецприсадки, флюсы.

Для расширения технологических возможностей мастерских КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 3» дополнительно планирует приобрести: малоамперный дуговой тренажер сварщика; инверторные сварочные аппараты; установку аргонодуговой сварки, инверторные сварочные аппараты;

– КГБОУ СПО «Амурский политехнический техникум» — полуавтомат сварочный в среде СО;

– КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 14» — ультразвуковой дефектоскоп.

2. Профессии деревообрабатывающей отрасли.

Анализ наличия мастерских данной отрасли в образовательных учреждениях профессионального образования в соответствии с перечнем мастерских ФГОС показывает, что названия мастерских не соответствуют стандартам, хотя многие образовательные учреждения имеют хорошую материальную базу для обучения по соответствующим профессиям. Образовательные учреждения должны пересмотреть содержание и состав мастерских и перераспределить их или сформировать соответствующие участки согласно требованиям стандарта.

Исходя из принципа опережающего развития начального профессионального образования, означающего, что средства обучения должны соответствовать последним достижениям в промышленном производстве, отвечать современным тенденциям модернизации содержания, структуры и методов начального профессионального образования, можно сделать вывод, что промышленное оборудование учебных мастерских ряда образовательных учреждений не соответствует этому принципу. Так, например, ряд учебных мастерских образовательных учреждений, осуществляющих подготовку по профессиям деревообрабатывающей отрасли, имеет оборудование выпуска 60–80-х годов, которое хотя и находится в рабочем состоянии, но является морально устаревшим (КГКОУ НПО «Профессиональное училище № 6», КГБОУ СПО «Хабаровский технический колледж»). Кроме того, в большинстве учреждений отсутствует ряд станков, наличие которых обусловлено содержанием профессиональных модулей (ленточнопильные столярные станки, шипорезные). Из вспомогательного оборудования практически во всех образовательных учреждениях отсутствуют оснащенные контрольные площадки для сдачи готовой продукции.

При комплектовании производственных мастерских и лабораторий технологическим оборудованием и другими средствами обучения образовательным учреждениям профессионального образования необходимо учитывать нормативы оснащения производственных мастерских и лабораторий.

Центру совместно с образовательными учреждениями необходимо проводить обмен научно-технической информацией при разработке новых нормативов оснащенности с учетом требований ФГОС и учетом пожеланий работодателей.

 

 

Добавить комментарий

Правила добавления комментариев.


Защитный код
Обновить