г. Хабаровск, ул. Карла Маркса 113 | Приёмная: (4212) 91-03-59 | Карта сайта
Учебно - инновационный центр
образования

Учебно - инновационный центр профессионального образования

Учебно - инновационный центр профессионального образования
Внедрение инноваций в
образование

позволит будущим рабочим и специалистам, стать востребованными в экономической и социальной сферах Хабаровского края ...

подробнее
Учебно - инновационный центр профессионального образования
Новый Центр

— единственный в Дальневосточном регионе . Его деятельность направлена на ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.

каталог
Учебно - инновационный центр профессионального образования
Итоги конкурсов

Итоги конкурсов профессионального мастерства узнайте и Вы ...

подробнее
Главная Новости Опытные производственники Комсомольска-на-Амуре напоминают о традиции наставничества
Опытные производственники Комсомольска-на-Амуре напоминают о традиции наставничества Печать E-mail

 

В минувшую субботу на базе гуманитарного госуниверситета Комсомольска-на-Амуре (АмГПГУ) завершился региональный этап 14-й Всероссийской Олимпиады школьников по технологии. Итоги очередных туров ее участники ждут с волнением. Победа в масштабном состязании при поддержке краевого минобрнауки дает им шанс поступить в престижные вузы.

За трудовым соревнованием 64 старшеклассников из 12 районов Хабаровского края внимательно следят и местные ветераны труда. Их мнения– всегда в особой цене у будущих авиастроителей и корабелов, деревопеработчиков и производителей драгметаллов. Напутствия новому поколению, намеренному принять трудовую эстафету, передал участникам Олимпиады комсомольчанин Б. В. Кулешов. Когда-то 16 летним юношей он пришел на завод. Теперь в активе пенсионера почти полвека трудового стажа. Из них ПО им. Сухого он отдал свыше 25 лет, а начинал с двухлетней стажировки на КнААПО.

 

- Борис Васильевич, как вы впервые оказались у заводского станка?

- В школьные годы серьезно не думал о заводе, с малых лет мечтал только об авиации. А в десятилетнем возрасте случайно попал под высоковольтное напряжение в 6600 вольт. Чудом остался живым. Из больницы вышел инвалидом с неработающей правой рукой и многочисленными шрамами, что закрывало путь в небо. Но, продолжая мечтать о самолетах, стал по мере сил заниматься борьбой и боксом, лыжами и парашютным спортом. К школьному выпуску здоровье почти восстановил, но при попытке поступить в летное училище травмы обнаружились.

Пришлось задуматься о земной профессии. Путь наметил на авиационный завод, но попасть туда сразу со школьной скамьи было непросто. Удалось все же в 1966 году устроиться в кузнечный цех подручным штамповщиком. Делал поначалу шатуны к велосипеду «Космос». Зато постиг полный технологический цикл: нагрев заготовки, отштамповка, обрезка облоя, заболтовка в барабане, откалибровка. Кроме того, тяжелая работа и здоровый коллектив закаляют физически и морально, целиком окунают в рабочую среду.

- Многое зависит от наставника и руководителя для молодого авиастроителя?

- По большому счету, наверное, вся судьба. Кстати, первый мастер мой был замечательный - Никифор Иванович Ельчанинов, буквально по-отечески опекал он новичков. Большое влияние оказал на меня и начальник цеха Николай Григорьевич Зюзин. Несмотря на внешнюю суровость, он оказался мудрым руководителем и бесценным учителем. Однажды из-за провинности я оказался у него на «ковре». Он не стал ругать, лишь подробно расспросил о моих делах и планах. Но этого оказалось вполне достаточно, в дальнейшем я всячески старался оправдать его доверие. Он же посоветовал мне обратиться к директору завода о досрочном направлении меня в институт. Позднее, уже в работая в Москве, я еще раз осознал, что значит для молодого заводчанина первые наставники.

Чтобы иметь возможность учиться в вечернем институте, я перешел работать в качестве старшего техника-конструктора в Московский филиал ОКБ имени П.О.Сухого, который возглавлял Александр Федорович Соловьев. Это был не молодой, но очень опытный, высоко эрудированный и пользующийся большим авторитетом руководитель. По моим чертежам уже тогда изготавливались детали и устанавливались на самолетах. Это накладывало такую колоссальную ответственность! Сразу к ней и не привыкнешь. Но страха перед начальством не было. Оно никогда не ругало подчиненных, к молодым специалистам относилось бережно, деликатно указывало нам на допущенные ошибки.

- В серьезной индустрии можно обойтись без руководительского диктата?

- Приведу пример. Например, в наш филиал ОКБ пришел новый молодой начальник Алексей Иванович Кнышев, при котором мы и начали самостоятельно разрабатывать модификации самолетов. Прогрессивный руководитель вел себя демократично, позволял спорить, доказывать, настаивать. Деловой спор зачастую разряжался шуткой. Подобная атмосфера позволяла чувствовать уверенность в решении самых сложных вопросов. Из его кабинета ни один специалист не выходил удрученным, а – как правило - окрыленным.

В итоге молодые специалисты быстро входили в рабочий ритм, проявляли себя, вносили новую струю. Скажем, молодые супруги Борис и Галина Ракитины, имея в прошлом опыт планеристов, организовали на заводе планерный кружок, позволивший создать затем авиационно-технический спортивный клуб. В дальнейшем Борис Ракитин был назначен Главным конструктором ОКБ Сухого по спортивным самолетам. А мне его инициатива позволила осуществить мечту - освоить полеты на планерах и самолетах «Як-12м» и «Як-52», стать летчиком-спортсменом и в 1978 году возглавить первый и единственный на Дальнем Востоке оборонно-спортивный лагерь планеристов «Икар» при КнААПО.

- Известно, что и ваши дети идут по стопам отца...

- Действительно, моя дочь Ольга успешно трудится мастером группы в заводском цехе и в канун 2012 года была отмечена благодарственным письмом генерального директора КнААПО. А младший сын Алексей, начавший прыгать с парашютом еще в школьные годы, под руководством ведущего наставника парашютистов края Михаила Копелиовича продолжает успешно осваивать этот прекрасный и мужественный вид спорта.

Георгий ЮН (фото автора)

 

 

Добавить комментарий

Правила добавления комментариев.


Защитный код
Обновить